Мастерские «Солнечная река»

Мастерские в Солнечной Реке

 

Цель проекта

Создание условий для межличностного общения, всестороннего развития, трудового воспитания детей, которые в силу своих особенностей и иных обстоятельств не посещают образовательные учреждения и находятся на семейном, или индивидуальном обучении , а также их родителей и членов их семей.

 

Основные задачи проекта:

  • Организация трудовых процессов в мастерских: хлебопекарной, свечной керамической,
  • Организация социокультурных мероприятий и творческой деятельности (театральный проект)
  • Развитие компетенций детей с ОВЗ.

 

Описание целевой группы

Проект предполагает участие детей школьного возраста и старше, находящихся на индивидуальном обучении и основную часть времени находящихся дома, без возможностей общения с другими детьми. Это могут быть дети с различного рода ОВЗ: задержки развития, СДВГ, умственная отсталость, аутизм, детский церебральный паралич, синдром Дауна и др. Мастерские смогут посещать 9 детей. Кроме них 3 детей продолжат своё обучение в рамках Инициативы. Критерии отбора подопечных проекта: в первую очередь дети активных родителей, готовых принимать участие в реализации проекта, дети из семей ограниченных в финансовых возможностях. Имея в Инициативе активных и заинтересованных родителей, мы рассчитываем на их поддержку в распространении информации о проекте. Педагоги г.Самара, знакомые с результатами нашей деятельности, уже предоставляют нам контакты возможных участников проекта.

 

Постановка конкретной социальной проблемы

Некоторые дети имеют ряд особенностей развития в сфере мышления, чувств и воли. А также среди наших подопечных были дети с выраженными нарушениями психофизического развития (задержки развития, СДВГ, умственная отсталость, аутизм, детский церебральный паралич, эпилепсия и др.) Для полноценного включения этих детей в жизнь общества были необходимы дополнительные практические навыки и индивидуальные занятия. Так родилась идея ремесленных мастерских: керамической, свечной, столярной и пекарни. Деятельность в мастерских позволяла ребятам видеть плоды своего труда, быть полезными, находить свое место в сообществе, сохранять чувство собственного достоинства, участвовать в жизни всей инициативы. Первые ребята, оказавшиеся таким образом в условиях естественной инклюзии, сейчас находятся в средних и старших классах, по-прежнему получая образование по форме семейного обучения и сдающие аттестации по индивидуальной программе. Основное время они проводят в своих возрастных группах среди детей без особенностей в развитии, и полностью разделяют с ними всю социальную и общественную деятельность.

За эти годы мы осознали всю уникальность нашего проекта для нашего города. Т.к. ни одно государственное, или частное учебное заведение г.Самара не дает таких возможностей детям с ОВЗ.

В Самаре по статистическим данным по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в Самарской области в 2016-2017 учебном году обучается 11582 ребенка с ОВЗ, из них 2715 детей-инвалидов. В области сокращается сеть образовательных организаций, осуществляющих деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для всех категорий детей с ОВЗ. В 2015-2016 учебном году в них обучалось 4384 школьника с ОВЗ, что составляет 37.8% от общего числа детей с ОВЗ школьного возраста. В специальных (коррекционных) классах обучается 920 детей с ОВЗ. Важно то, что по собранной нами информации дети, числящиеся в обычных школах, находятся вне социума, обучаясь по индивидуальной программе на дому, т.к. общеобразовательные школы не имеют права отказывать в приеме детям с ОВЗ, но не располагают возможностями, чтобы включить их в общий процесс. Мастерскими располагает только одна школа – интернат. Обобщая имеющийся опыт и проблемы региона в этой области, мы хотим организовать деятельность в мастерских для широкого круга детей с ОВЗ, включая их в социальную жизнь Инициативы. Т.к. финансовую нагрузку по обучению детей в условиях Инициативы несут родители, а для многих семей, имеющих детей с ОВЗ такая нагрузка непосильна, мы нуждаемся в средствах, которые позволят нам включить этих детей в процесс. На данный момент нашим мастерским необходимо специальное оборудование. Это позволит принять новых подопечных, обеспечить им условия адекватные их возможностям. В 2018-19 учебном году планируется, что мастерские смогут посещать 9 детей. Кроме них 3 детей продолжат своё обучение в рамках Инициативы. В перспективе, планируется увеличение количества участников. Это потребует дополнительных вложений, расширения помещений и привлечение новых сотрудников и волонтеров. Деятельность в наших мастерских, совместный творческий процесс позволят детям с ОВЗ жить полной жизнью, получать необходимые навыки, развиваться активно и формировать жизненные компетенции в культурной, бытовой, трудовой и общественной деятельности.

 

Территория реализации проекта.

г.Самара. Инициатива располагается на окраине города, на территории позволяющей включить детей в природную среду. Рядом есть река и лесопарк.

 

Содержание деятельности по проекту: механизмы реализации проекта, формы и методы деятельности, основные этапы, мероприятия.

На данный момент мы располагаем частично оборудованными помещениями, предоставленными в пользование частными лицами на добровольных условиях. В случае необходимости есть возможность оформить договора аренды. Существующее оборудование было приобретено и подарено родителями: например верстаки и станки для столярной мастерской.

Уже начались занятия первых ребят по проекту «Мастерские в Солнечной реке», но пока занятия в мастерских проходят индивидуально (свечная, гончарная). Т.к. требуется оснащение мастерских для безопасного посещения группой, и дополнительные сопровождающие. Занятия организовываются силами педагогов Инициативы. Среди родителей и педагогов Инициативы три дипломированных лечебных педагога, закончивших Лечебно-педагогический семинар в Рязани и Самаре.

Занятия по проекту «Мастерские в Солнечной реке» планируются на первом этапе 2 раза в неделю с 10 до 15. Согласно расписанию ребята посещают две мастерские в день и принимают участие в творческом театральном проекте, который включает элементы ботмеровской гимнастики, музыки, рецитации. Смена деятельности естественным путем строиться на этапах хлебопекарной мастерской, т.к. между ключевыми моментами выпечки хлеба есть временные промежутки, занятые другими видами деятельности: социальные игры, керамическая/свечная мастерская, театральный проект. Предусмотрены паузы для отдыха между мастерскими, с чаепитием, или двигательными и социальными играми. В конце дня ребята отправляются домой с собственно приготовленным полезным бездрожжевым цельнозерновым хлебом – важный момент, позволяющий ребенку осознать свою значимость в семейной структуре. Несколько раз в год в нашей Инициативе проходят праздники, сопровождающиеся показом спектаклей детьми и родителями и благотворительными ярмарками. На данный момент ребята с ОВЗ принимают участие в этих мероприятиях на равных условиях с остальными детьми: показывают спектакли, готовят изделия для благотворительных ярмарок, принимают участие в организации. Также они принимают участие в выездных проектах для вальдорфских школ со своими возрастными группами: эпохи «Человек и растение», «Минералогия», «Олимпийские игры», «Средневековый турнир». Мы предполагаем, что группа ребят, которая примет участие в Проекте «Мастерские в Солнечной реке» будет также включена в этот интересный общий процесс, что позволит им решать свои социальные и эмоциональные задачи. И включаться в жизнь нашего сообщества и общества в целом.